Где и как стартапу получить финансирование? Интервью CEO DocSourcing Полины Савиловой

В интервью команде «Всероссийского онлайн-фестиваля университетских технологических проектов» генеральный директор DocSourcing, Полина Савилова, рассказала о том, какие инструменты поддержки доступны сегодня технологическим предпринимателям в России и что нужно учитывать, подавая заявку на государственное финансирование. Приводим его ниже.


Многие наукоёмкие проекты заинтересованы в финансовой поддержке. Предприниматели обращаются к фондам, крупным корпорациям или венчурным компаниям, процесс взаимодействия с которыми характеризуется высокими бюрократическими барьерами и специфическими тонкостями документооборота, на изучение которых у руководителя проекта и его команды могут уйти недели, если не месяцы. Консалтинговая компания DocSourcing, специализирующаяся на работе с инновационными предприятиями, оказывает услуги по разработке конкурсной документации и сопровождению подачи документов на финансирование проектов, а также оказывает широкий спектр услуг по развитию бизнеса в России и за рубежом. Основанная в 2014 году, сегодня она является активным участником российской и международной инновационной экосистемы. За 6 лет работы DocSourcing было реализовано более 350 проектов, среди партнёров – ведущие российские и зарубежные научные и бизнес- организации.

Интервьюер: Полина, как появилась идея создать консалтинговую компанию с таким необычным направлением?


П. Савилова: До открытия собственного бизнеса я работала в крупной ИТ-компании, в которой был отдельный департамент НИОКР. Сама я специализировалась на интернационализации и европейских грантовых заявках. Я не раз обращала внимание на то, что специфика тех знаний, которые есть у его экспертов, критически важна для предприятия в части сопровождения документации — при разработке заявок и подготовке отчётов по НИОКР в России (в Европе правил и стандартов гораздо меньше и ключевые особенности R&D документооборота другие). Для малых предприятий содержать подобный отдел достаточно дорого. При этом у них есть потребность в услугах экспертов по сопровождению документации, которая постоянно растет — параллельно расширению инструментов поддержки от государства. За последние годы их стало значительно больше, они стали оперировать более серьезными суммами.

В 2014 году я решила открыть компанию, предоставляющую аутсорс услуги по подготовке конкурсной документации для подачи заявок на получение грантового финансирования для малых инновационных предприятий. Тогда мы работали только с небольшими программами Фонда Бортника (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере), ориентированными на поддержку малого инновационного бизнеса, такими как «Старт». Достаточно быстро начали поступать запросы на работу с документацией по более крупным программам, и мы поняли, что нужно расширяться.

Я собрала вокруг себя команду профессионалов, за плечами которых годы работы в корпорациях и ВУЗах. Сейчас в команде DocSourcing 40 человек, это люди с уникальными знаниями, эксперты, во многих темах более компетентные, чем я сама. Они сопровождают проекты, связанные с различными грантовыми возможностями в России (Фонд Бортника, Фонд «Сколково», РФРИТ и другие) и ЕС (Eurostars, ITEA3, Eureka).

Несколько лет назад у нас выделилось отдельное направление работы, которым мы очень гордимся, — это информационная аналитика. Мы разрабатываем комплексные аналитические исследования для нужд бизнеса. Услуга актуальна для компаний, реализующих сложные проекты, связанные с запуском новых продуктов, масштабированием или выходом на зарубежные рынки. У нас широкая партнёрская сеть, к работе над исследованиями привлекаются отраслевые эксперты, что повышает ценность документов для заказчиков.

Отмечу, что этими направлениями наши услуги не ограничиваются, мы также проводим маркетинговые исследования, занимаемся интернационализацией бизнеса, инновационным менеджментом, подготовкой научных публикаций и многим другим.

Интервьюер: На что важно ориентироваться предпринимателю, заинтересованному в фандрайзинге?

П. Савилова: Если говорить о грантах, то нужно понимать — это не легкие деньги, они имеют ярко выраженную целевую направленность. Вы берете их не для того, чтобы купить себе новый телефон или новые сапоги, — это деньги, которые направлены исключительно на развитие вашего продукта/решения. Поэтому предпринимателю, во-первых, важно «гореть» своей идеей и быть готовым вкладывать собственные силы и деньги в предприятие. К слову, это очень хороший ориентир: когда работаем с предпринимателями, всегда смотрим, насколько они вкладывают что-то свое. Как и в инвестициях, в грантах очень важно, что есть какой-то бэкграунд, когда предприниматель тратит много собственных ресурсов: сил, времени, внимания, денег, на развитие проекта и верит в него.
Во-вторых, важно понимать, что самые честные деньги — с рынка, когда покупатель голосует рублем за продукт. А грантовые возможности — это деньги на развитие, но никак не доход компании или предпринимателя, а просто бонусный ресурс. Поэтому важно постоянно изучать свою целевую аудиторию и грамотно взаимодействовать с ней — это позволит понять, чего на самом деле стоит ваш продукт и в каком направлении его следует развивать.

Интервьюер: Государственное финансирование, поддержка от корпораций или венчурные инвестиции? Что выбрать предпринимателю?

П. Савилова: Государственное финансирование — достаточно удобный инструмент. Это недорогой ресурс, деньги, которые можно в краткосрочный период потратить на развитие проекта. Преимущество государственного финансирования перед поддержкой от корпораций и венчурных инвесторов состоит в том, что последние зачастую требуют доли в компании и нацелены на серьёзное влияние на развитие. Соответственно, предприниматель и автор идеи, евангелист проекта, получает не только деньги, но и определенные препятствия. В случае с государственным финансированием таких проблем нет. Гранты предоставляются безвозмездно на конкурсной основе и ответственные организации не стремятся принимать активное участие в управлении компанией. Несмотря на то, что рассмотрение заявок на гранты занимает, как правило, от 2 до 4 месяцев, тем не менее — это довольно быстрые деньги. Момент, который часто пугает предпринимателей — отчётность. Но тут важно понимать: да, она требует времени и внимания, но её формы структурированы и логичны, поэтому, при целевом использовании средств и ответственном отношении к делу, подготовка отчёта не составит труда.

Если говорить о поддержке от корпораций, то, конечно, пилотные проекты и финансирование с их стороны — отличный бонусный вариант для развития малого инновационного предприятия. Во-первых, это уже процесс голосования рублем: заинтересованность корпорации в развитии какого-то продукта/решения демонстрирует уверенность опытных менеджеров в том, что он будет интересен рынку. Во-вторых, это дополнительные ресурсы. У корпораций они гораздо серьезней нежели у малых инновационных предприятий или начинающих предпринимателей. Но, как правило, если государственное финансирование можно получить в том числе и на разработку прототипа, то корпорации работают с проектами уже со стадии MVP.

Это относится и к инвесторам — они редко вкладываются в идею, чаще всего в MVP или действующий бизнес, который заинтересован в масштабировании. Венчурные инвестиции — это деньги очень нелегкие. Обычно, цикл сделки с инвестором, это в среднем 8-10 месяцев, а бывает и дольше. При этом инвестор может быть как препятствием для развития инновационной компании (навязывать собственное видение, не выполнять обязательства и прочее), так и наоборот — его драйвером. Второе неразрывно связано с понятием «умных» денег, когда инвестор не просто вкладывается в проект финансово, но, обладая опытом в сфере развития вашего проекта (или смежной сфере), поддерживает, делясь знаниями и связями, являясь ментором и даже трекером для проекта.


Полезные ссылки:


Источник: https://fest.hse.ru/gde-i-kak-startapu-poluchit-finansirovanie